А есть ли в песне смысл?

Нередко среди моих коллег возникают споры о смысловой наполненности и качестве песенных текстов в целом: 
- Имеют ли право на существование незамысловатые, глуповатые, по их мнению, стишки, напоминающие собой набор фраз, срифмованных на скорую руку и сметанных на живую нитку с музыкой?
- Что считать идеальным-гениальным-профессиональным текстом?
- Кто дилетант, а кто профи?

Возможно, изложенные ниже мысли кому-то покажутся спорными и породят иные ответы и другие вопросы. Надеюсь увидеть их в новых статьях на эту животрепещущую тему.
Впрочем, я и не стремлюсь окончательно расставить все точки над «i».

Итак, смысл в песне все-таки должен быть, бесспорно. Но некоторые авторы стремятся настолько напичкать свой текст глубинными смыслами и аллегориями, что сразу и не разобраться, что он имел в виду, для кого и о чем эта песня? И вместо, скажем так, шедеврального, хитового текста получается заумное, одному поэту понятное нагромождение фраз, пусть верное по темпоритму, но отторгающее своей высоколобостью и изначальным пренебрежением к тем, кто «не в теме». При этом автор претендует на шлягер, который подразумевает некую внятность образа с первого прочтения, и обижается, если его не поняли, ведь он же так умно и витиевато выразился.

Классно, когда следующий смысловой слой ненавязчиво проступает при втором прочтении, третьем и так далее.
Когда слова, казалось бы, настолько просты и очевидны (вот, кажется, что тут такого, я бы и сам так мог) и понятны каждому и по-своему, при этом отнюдь не банальны и не надуманны, просто их порядок свеж и гармоничен.
Высший класс - когда слова не «торчат» из музыки, проникают в нее, когда голос, их пропевающий, становится дополнительно звучащим осмысленным инструментом, что кажется - иных слов у этой песни и быть не может, что музыка и стихи - единое целое!

Когда автор использует мелодику звучания каждого слова, находит незамыленные красивейшие слова или певучие словосочетания, мастерски подчеркивая акценты в музыке звуками слов, усиливая легато или стаккато мотива, играючи распределяя шипящие-свистящие, думая о гласных-согласных в окончании и на стыке строк и словосочетаний, и когда кажется, что песня родилась сразу и целиком (хотя на самом деле авторы могли как по наитию это сделать, с полуслова поняв друг друга, так и полировать это дело до окончательного блеска, временами споря до одурения).

По поводу рифмоплетства.
Сразу скажу, слово это хлесткое и обидное (кстати, заумь тоже можно обозначить этим определением, когда вместо нормальных и уместных слов ставятся всенепременнейше вычурные или перекошенно-рваные).
Мне больше нравится рифмосплетение, или иначе - рифмосложение. К нему, как правило, не приходится прибегать, когда текст пишется вперед музыки. Но когда есть готовая музыка, да еще пишешь дистанционно и на заказ, тут хочешь ты того, или не хочешь, приходится втискиваться в прокрустово ложе размера куплета и припева.

Считать количество слогов, ударных и безударных, восьмушки, четвертушки, паузы, при этом помня пожелания композитора и о возможном смысле песни (иногда пишут: жду гениальный текст с темой на ваше усмотрение. При получении начинаются придирки - я хотел(а) другого, вы меня не поняли и музыку мою не прочувствовали, и вообще я вот тут сам(а) набросал(а) текст, три последних слова в первом куплете очень нравятся, их оставим, остальное допишите).

Вот если, допустим, допевка в припеве или в куплете по рыбе "пА-пАм". Что делать?

Набор слов из двух слогов в русском языке вроде бы достаточен, но все-таки ограничен и весьма замылен (где-то, мимо и т.д.). И многие вам поаплодируют, если вы так напишете куплет, что вокалисту не придется рвать предыдущее слово, ломая язык и горло при пении «неудобной строчки», при этом смыслом текст не обделите, а тем паче новейший оборот используете.
Или нужно написать гимн организации, обязательно оставив ее название по типу Севзапдормонтаж... (знаю человека, который это смог сделать). Кто-то может сразу отказаться, если не осенило «с ходу» и «вдруг», и закомплексовать, впав в депрессию по поводу собственной недееспособности, либо обвинив вторую сторону в «глупости» и «тупости» предложенного задания. А кто-то начнет заниматься как раз рифмосплетением.

Рифмосплетение в моем понимании – это использование определенного набора приемов, облегчающих работу мозга при создании текста на заказ.
(Однажды мне сказал мой соавтор – «я бы не хотел работать с текстом, как с конструктором или пазлами, ибо он должен быть написан «на одном дыхании». Но я считаю, что текст должен ВОСПРИНИМАТЬСЯ и ПРОПЕВАТЬСЯ на одном дыхании. А сколько при этом воздуха перекачали легкие поэта, пусть останется тайной).

Если лично мне предстоит работа на заказ, то я, как минимум:

Реально оцениваю свои силы и возможности. О способностях речь не идет.
Раз обратились ко мне – значит, мой стиль написания устраивает. Оговариваю нетворческие аспекты работы (условия, сроки, авторство, способы связи и т.д.).
Иногда ищу дополнительную информацию о заказчике, чтобы развеять сомнения. В некоторых случаях, когда предполагаемый соавтор явно «не знает, чего он хочет», либо прошу четко сформулировать задание, либо предлагаю рассмотреть других поэтов в качестве исполнителей.

Прошу хотя бы в общих чертах определить тему или варианты образного наполнения создаваемого текста (любовь, разлука, встреча, детская песня, легкомысленная песня человека, попавшего под дождь, все, что угодно). Если темы нет или она невнятна, тогда предлагаю свою.

Желательно получить «рыбу» в электронном виде, а еще лучше – пропетую. Если приходится делать это самой, прежде чем приступать к написанию текста, всегда сверяю «рыбу» с композитором и ищу возможные компромиссы в спорных местах.

Естественно, кто будет петь – тетенька, девушка, мачо, рыбак и т.д. (иногда даже важно, блондинка или брюнетка). Т.е. максимально пытаюсь представить себе своего героя. О чем он думает, где мог бывать, какой язык ему понятен, ну и так далее (погружение в среду обитания). Типаж «шикарная блондинка», конечно, теоретически сможет пропеть словосочетание «капралактановые крестовины», но, вероятнее, из уст мужчины это будет звучать уместней. Хотя неожиданности и контрасты – штука классная, главное – дозированно и к месту это использовать.

Жанр. Любой жанр подразумевает определенную манеру в подаче, равно как и уместный словарный набор. (Кстати, рекомендую в начале или процессе работы набирать некий словарик, это своего рода готовая копилка рифм. К примеру – в песне про какой-либо город в качестве незамыленной рифмы могут послужить названия исторических местечек. Сразу и колорит появится, и песня обретет дополнительную образность – «смотри – Сан-Мари»).

Если есть некие рифмованные мысли у соавтора, прошу четко обозначить куски, которые он считает удачными (и почему), отражающими настроение будущей песни, что бы он хотел оставить при любых обстоятельствах, уточняю степень правки сырого текста (при наличии).

При согласовании текста иногда прошу уважаемых мною коллег просмотреть текст свежим взглядом и не гнушаюсь внести разумные корректировки. Раз просила совета – получи)). (Вот только спрашивать его надо у тех, кто не мнит себя обиженным гением и не считает, что критика – это исключительно негатив. По мне - это уже не критика, а критиканство. Благодаря таким многие талантливые люди потеряли веру в себя).

Стоит отметить, что есть упертые авторы стихов, которые ни за что не поправят свой текст, даже если претензии композитора или исполнителя обоснованны и разумны. Потом удивляются, почему с ними не спешат сотрудничать.
А вообще – все фразы, сравнения, любопытные строчки, которые возникают в голове, я стараюсь запоминать или записывать, и регулярно прокручиваю в голове. Не пригодились сейчас – пригодятся позже. Они же мои, а запас карман не тянет.
Появится время – накопится критическая масса – и текст дозреет сам (а со стороны покажется, что текст написан «на одном дыхании))).

Так вот, резюмируя, хочу сказать - авторам и соавторам, нужно четко понимать:
- В каком жанре и для какой аудитории они пишут (если вы изначально «сузили аудиторию» и создали специализированную вещь, почему вы ждете, что завтра она зазвучит на дискотеке?);
- Опускаются они до слушателя или поднимают до своего уровня.

При этом желательно уметь оценивать себя беспристрастно и объективно (но без излишнего самоедства).
Только со временем станет ясно, какую песню будут петь поколения, а какую забудут назавтра без объяснения причин (тут и вокалист может подкузьмить неудачным исполнением, аранжировщик нахимичить, и т.д.). Какие-то песни помнят благодаря мелодии, а какие-то - именно благодаря словам. Иногда песня западает в память только потому, что именно под нее ты поцеловался в первый раз (а где-то там звучал жесткий панк-рок или заливался сладкий бойз-бэнд).

Возвращаясь к началу, смысл в песне быть должен. Как и смысл ее создания вообще.
У каждого поэта есть альтернатива - писать песенный текст, либо самостоятельное стихотворение.
И помните, бывают отточенные, вылизанные, но "мертвые и холодные" тексты. Бывают простенькие, наивные, но такие душевные! А бывают третьи - гениальные!!! Чего вам и желаю)!

 

поэт-песенник Татьяна Чернева

Top of Page